Система поддержки обучения и аттестации «Edukado» (СПОА «Edukado»)

Используя собственный опыт разработки дистанционных образовательных технологий и создания автоматизированных обучающих комплексов и систем поддержки обучения и аттестации, компания «Телеформ» разработала систему поддержки обучения и аттестации «Edukado», позволяющую автоматизировать процесс обучения, создать иерархическую структуру образовательного учреждения, сформировать собственный контент для организации учебного процесса.

Система поддержки обучения и аттестации «Edukado» (далее – СПОА «Edukado») представляет собой электронную систему управления обучением. При создании СПОА «Edukado» специалистами ООО «ТЕЛЕФОРМ» процесс обучения рассматривался как процесс производства, а учебное учреждение как некое предприятие с иерархической структурой управления. Поэтому СПОА «Edukado» имеет следующие характеристики:

В то же время система поддержки обучения и аттестации «Edukado» реализована с учетом требований к системам дистанционного обучения, имеет функции СДО и позволяет эффективно реализовать дистанционную форму обучения. При создании СПОА «Edukado» были учтены требования Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ), в части касающейся условий использования дистанционных образовательных технологий и «Порядка использования дистанционных образовательных технологий», утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137.

Описание

Система предназначена для формирования и совершенствования знаний, умений, практических навыков обучаемых. СПОА «Edukado» строится как открытая система, которая обеспечивает преподавателю возможность дополнения нового учебного материала и корректировки уже имеющегося учебного материала. Реализация свойств открытой системы основана на следующих возможностях:

Архитектура системы

Система поддержки обучения и аттестации  «Edukado» состоит из базовой системы поддержки обучения и аттестации (БС) и модулей, предназначенных для решения специальных тренировочных задач, использующих картографическую обстановку.

БС представляет собой корпоративный (WEB) портал, основу которого составляет Интранет сервер (активных страниц) и единая база данных под управлением реляционной СУБД.  Рабочие места (АРМ)  выполнены как группы веб-страниц. Основные АРМ:

Дополнением к БС служат:  

Основные классы объектов учебного процесса, используемые в системе

Класс объектов Тип объекта Описание объекта

Подразделения образовательного учреждения

Иерархически структурированные подразделения учебного заведения

Пример формирования структуры: ВУЗ – Учебный отдел – Факультет – Кафедра – Лаборатория…, в соответствии с инструкциями и регламентами вышестоящих органов управления.

Участники

Участники учебного процесса

Преподаватели

Обучающиеся

Персонал учебного отдела

Методист

Административно-технический персонал

Администратор

Дисциплины

Дисциплины учебного заведения

Дисциплины  имеют иерархическую структуру, типа: Головная дисциплина – Раздел дисциплины - … - Тема - …, по усмотрению учебной части.

Документы

Лекционный материал

Любые документы MS Office,
Гипертекстовые документы,
Мультимедийные материалы,
Документы Adobe.
Список допустимых типов документов может быть расширен по желанию Заказчика

Формы

Тесты. Формы для задач, построенные по принципу вопрос-ответ/список ответов.
Поддерживаются разные тактики тестирования, а также адаптивные тесты.

Задачи учебного документооборота
Свободные формы – отображения реальных форм документов.

Формы управления приложениями
Формы предназначены для описания запуска внешних приложений.

Формы управления внешними задачами
Формы описывают запуск конкретных задач под управлением внешних приложений.

Практические задания
Формы представляют собою шаблоны для описания условий задач для практических заданий.

Классификаторы и справочники базовых понятий

Статические классификаторы

Таблицы, записи, множества, массивы и т.д.

Динамические классификаторы

Линейные и разветвленные связанные списки, графы, деревья и т.д.

 

Организация учебного процесса

Занятие

Занятие – центральное понятие в СПОА «Edukado». На занятии демонстрируется учебный материал в режиме, задаваемом преподавателем. Предлагаются контрольные задачи разного рода, тесты/адаптивные тесты в том числе. Оценка, в зависимости от типа задания выставляется автоматически, с возможностью коррекции преподавателем, либо в ручном режиме. Полученная оценка служит основой для аттестации обучаемого на разных стадиях обучения.

Занятия ведутся как по расписанию, так и вне расписания – для заданных групп обучаемых и по данной дисциплине. Для каждого занятия подбирается свой учебный материал, как для демонстрации, так и различные практические задания (задачи).

Преподаватель планирует занятия, используя учебный материал своей дисциплины, размещает различные типы контрольных заданий и учебных задач в необходимой ему последовательности, при желании указывая время, отводимое на каждую единицу материала и задания. Указывается адресная группа обучающихся, либо конкретный обучающийся и время доступности занятия.

Занятия могут быть как связанными с расписанием, так и свободно планируемыми.
Каждая единица учебного материала в процессе участия в занятии может находиться в свободном доступе или под контролем преподавателя. Во втором случае материал раздается участникам непосредственно командой с АРМ преподавателя. Преподаватель может по своему усмотрению прервать демонстрация очередного материала или, в случае необходимости, выполнения очередного задания, сменить демонстрацию или назначить другое задание.

Аттестация. Журнал успеваемости

Для оценки успеваемости используется настраиваемая шкала (5,10 бальная и т.д.) при параллельном определении процента выполнения задания.

По оценкам, полученным на занятиях, строится журнал успеваемости. Для анализа информации используются фильтры по различным объектам и субъектам учебного процесса так, что можно видеть агрегированные результаты оценки знаний и приобретенных навыков и получить рекомендуемую оценку определенного периода обучения.

Преподаватель может принять рекомендации или дать свою оценку успеваемости обучаемого.

По той же базе оценок можно составить рейтинг эффективности различных субъектов учебного процесса, к примеру, преподавателя.

Таким образом, работа с СПОА «Edukado» определена следующими возможностями для действий участников учебного процесса.

 

Тип действия Описание

Действия преподавателя и методиста

Создание инфраструктуры для проведения занятий, описание работ по созданию дисциплины, расписания, списков обучаемых и т. д.

Загрузка в СПОА «Edukado» учебного, методического и организационного материалов.

Создание нового учебного материала и корректировка существующего учебного материала средствами СПОА «Edukado».

Создание новых и корректировка существующих тестов средствами СПОА «Edukado».

Проведение преподавателем лекций, семинарских занятий и текущей аттестации.

Проведение преподавателем практических занятий.

Ведение журналов успеваемости и посещаемости с подготовкой аналитических отчетов по состоянию учебного процесса (успеваемость по группам, степень усвояемости материала и т. д.).

Действия обучающихся

Изучение теоретического материала в процессе проведения занятия преподавателем.

Текущее тестирование и оперативное формирование отметки.

Выполнение практических работ (лабораторных и контрольных работ).

Самоподготовка с самооценкой обучающегося. В процессе выполнения этого сценария каждый обучающийся может выполнять изучение своего собственного материала. Результирующая оценка за самоподготовку отражается в журнале успеваемости в отдельной графе.

Действия администрирования

Начальная установка и настройка ПО СПОА «Edukado».

Управление доменом (новые пользователи, права, профили для защиты от несанкционированных действий обучающихся).

Резервное копирование данных (Копии БД, настроечных файлов и т. д.).

 

Телекоммуникации

В помощь участникам занятия преподаватель может создавать конференции разных типов, управляя правами участников. Поддерживаются:

Практические занятия

Практические занятия могут представлять собой не только формы документов, которые необходимо заполнить обучающемуся, но и ролевые деловые игры (далее – РДИ), как с интерактивным взаимодействием участников, так и роботов, действующих за них по определенному сценарию.

Учебные занятия применением РДИ представляют собой сочетание традиционных лекций, семинаров и дистанционных форм обучения. В РДИ при непосредственном участии преподавателя и с помощью возможностей  СПОА «Edukado» (создание электронных таблиц, графических и документарных форм, возможность подключения геоинформационных систем, моделирования ситуаций определенной предметной области и др.) воссоздается предметное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной обстановки.

Создавая в обучении имитацию конкретных условий и динамики ситуации, а также действий и отношений специалистов, РДИ может служить средством анализа, актуализации, применения и закрепления знаний обучающихся экономической, юридической, управленческой и других специальностей. Развитие личности специалиста в деловой игре обусловлено усвоением профессиональных действий (норм) и норм отношений участников игры. Методически правильно построенные деловые игры служат эффективным средством обучения технологии принятия управленческих решений.

Основными компонентами РДИ являются сценарий, программы преподавателя и участника, задание для обучающегося.

При исполнении задача, как задание передается ролевому  рабочему месту. Розыгрыш практического задания (РДИ) происходит с учетом указанных преподавателем сценариев и определенных им факторов.

Соответственно, преимущества РДИ как средств обучения состоят в следующем:

Результат решения задачи практического задания, связанный с проведенным занятием и исполнителем, сохраняется в базе данных СПОА «Edukado» и может быть проанализирован преподавателем. Таким образом, практическое задание по решению задачи существует в системе в контексте занятия с указанием преподавателя и исполнителя.