Автоматизированный обучающий комплекс технических средств наблюдения «Репетитор-1»

Автоматизированный обучающий комплекс технических средств наблюдения (АОК ТСН), предназначен для использования в ВУЗах и учебных центрах ФСБ России пограничного профиля в интересах подготовки специалистов. АОК ТСН – это совокупность технических средств обучения, программного обеспечения, локальных вычислительных сетей, обладающих технической и программной совместимостью.

Разработанный ЗАО «Транзас» комплекс АОК ТСН «Репетитор-1» не был принят на снабжение Пограничной службы (ПС) ФСБ России. ООО «ТЕЛЕФОРМ» проведена доработка АОК ТСН «Репетитор-1», и в исполнении ООО «ТЕЛЕФОРМ» комплекс был принят на снабжение ПС ФСБ России.

Область применения комплекса технических средств обучения – высшие учебные заведения ФСБ России, курсы повышения квалификации офицеров, центры подготовки младших специалистов по материальной части и применению технических средств наблюдения в охране государственной границы. Цель создания и внедрения АОК ТСН - обеспечить   пограничные  войска профессиональными кадрами  требуемого уровня квалификации за счет углубления и расширения профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.

Комплект поставки изделия

В комплект поставки АОК ТСН входит:

Состав АОК ТСН Репетитор-1

В состав АОК ТСН входят:

  1. Функциональный модуль радиолокационных средств (РЛС), включающий сведения по теоретическим основам построения и функционирования РЛС, назначения, состава, ТТХ РЛС, принципу работы РЛС, их составных частей по структурным и функциональным электрическим схемам, конструкции, организации технического обслуживания, методик поиска и устранения неисправностей РЛС, изучения технологии их монтажа. Лабораторный модуль включает ПО для демонстрации перечисленного теоретического материала на экраны мониторов, расположенных на рабочих местах обучаемых.
  2. Функциональный модуль светотехнических, оптических и оптоэлектронных средств (СТ и ОЭС), включающий:
    1. теоретические основы построения и функционирования СТ и ОЭС;
    2. назначение, состав, ТТХ и устройство СТ и ОЭС;
    3. принцип работы СТ и ОЭС, их составных частей по структурным и функциональным электрическим схемам;
    4. конструкции, организации технического обслуживания, методик  поиска и устранения неисправностей СТ и ОЭС, изучения технологии их монтажа;
    5. ПО для демонстрации перечисленного теоретического материала на экраны мониторов, расположенных на рабочих местах обучаемых.
  3. Функциональный модуль имитационного моделирования, установленный на рабочем месте преподавателя, который обеспечивает моделирование и 3D-визуализацию реальной обстановки морского, речного и сухопутного участка государственной границы на основе базы данных электронных карт местности, ввод преподавателем не менее 20 надводных и наземных целей различной физической природы с независимыми параметрами движения как одиночных, так и групповых, генерирование на фоне созданной обстановки помех, задание нескольких вариантов применения ТСН в охране различных участков границы в меняющейся обстановке.
  4. Функциональные модули тренажеров ТСН, установленные на рабочих местах обучаемых, которые обеспечивают выполнение обучаемыми задач различной категории сложности по поиску, обнаружению, определению координат, сопровождению, классификации и распознаванию целей с помощью различных образцов ТСН.
  5. Функциональный модуль боевого информационного поста (БИП), обеспечивающий имитацию функционирования образцов ТСН в составе автоматизированной системы мониторинга обстановки, управление процессами обмена информацией между взаимодействующими и подчиненными ТСН, проведение анализа качества выполнения этих задач и оценивание действий обучаемого по результатам проведенного анализа и решение расчетно- аналитических задач.
  6. Функциональный модуль контроля знаний, который обеспечивает оценку и анализ уровня знаний, умений и навыков обучаемых и выполнение обучаемыми контрольно-тестовых задач различного уровня сложности с помощью подготовленных тестов.

В АОК ТСН предусмотрена возможность комбинирования функциональных модулей. В данном учебном классе на одной аппаратной базе возможно раздельное изучение теоретических материалов с проверкой знаний обучаемых с помощью тестов (функциональные модули 1, 2, 6) и работу с имитационным моделированием и тренажерами (функциональные модули 3, 4, 5).

Решаемые задачи

  1. Теоретическая подготовка обучаемых на базе произвольно выбираемого преподавателем текстово- мультимедийного материала с проверкой уровня остаточных знаний по автоматизированным компьютерным тестам;
  2. Практическая подготовка обучаемых на базе виртуальных моделей технических средств наблюдения, развернутых на каждом рабочем месте обучаемого;
  3. Отработка практических навыков по управлению широким комплексом современных средств наблюдения на базе программных тренажеров с использованием настраиваемой преподавателем фоноцелевой обстановки;
  4. Формирование тактических навыков по применению изучаемых средств в обстановке, приближенной к реальной, на базе конструктора сценариев, с помощью которого преподаватель формулирует конкретную боевую задачу в динамично меняющейся фоноцелевой обстановке;
  5. Развертывание действий сценариев и характеристик средств обнаружения и наблюдения с учетом всей информации, хранящейся на цифровых картах геоинформационной системы (ГИС), с возможностью выбора карты любого участка из числа имеющихся в наличии карт ГИС;
  6. Формирование практических навыков решения поставленных боевых задач на базе подсистемы 3D-визуализации процесса развития сценария.