Автоматизированный обучающий комплекс средств сигнализационного вооружения «Репетитор-2»

Автоматизированный обучающий комплекс средств сигнализационного вооружения (АОК ССВ) «Репетитор-2» (индекс КУ-108ССВ) разработан по заданию пограничной службы ФСБ России в 2008 году и предназначен для обеспечения эффективного изучения современных средств сигнализационного вооружения в ВУЗах и учебных центрах ФСБ России пограничного профиля.

Аппаратная часть включает в себя в различных вариантах комплектации до 25 ПК с сервером,  оборудование для обеспечения процесса обучения (в том числе видеокамеры, проекторы, LCD-экраны и др.), а также стенды, макеты и действующие образцы сигнализационных средств и комплексов.

Действующие макеты ССВ сочетают в себе элементы реальных средств обнаружения и имитационную часть, обеспечивающую возможность изучения физических принципов и технических возможностей средств без использования реальных линейных частей, требующих специально оборудованных мест развёртывания и больших финансовых затрат.
Базовая модель АОК обеспечивает изучение реальных образцов сигнализационных средств, основанных на различных физических принципах обнаружения (как то вибрационные, магнитометрические, сейсмические и другие), в режиме подключения к стационарным комплексам («Тобол», «Кедр», «Гоби-М» и др.)  на имитационных моделях объектов и рубежей охраны.

Принцип имитационного моделирования, применённый в качестве базовой технологии при создании АОК ССВ «Репетитор-2», существенно расширяет возможности обучающего комплекса, позволяя включать в него даже те средства, которые по тем или иным причинам не планируются к закупке при создании конкретных классов-тренажёров для тех или иных категорий обучаемых.

С другой стороны, возможность изучения и сравнительного анализа всего спектра современных технических средств, производимых отечественной промышленностью, в рамках базовой модели класса, созданного на основе АОК, например, в Калининградском Пограничном институте ФСБ России, может в дальнейшем способствовать выбору путей развития технологической базы и комплектации перспективными средствами частей ПС ФСБ России.

Технологическая основа программной части АОК – использование высокоразвитой инструментальной оболочки, обеспечивающей возможность настройки комплекса для решения задач обучения различных категорий специалистов без привлечения или с минимальным (консультационным) участием компании-разработчика.

Данный подход реализуется, во-первых, за счёт разработки ряда универсальных моделей, позволяющих в оптимизированной форме представить характеристики сигнализационных средств и комплексов средств, во-вторых, за счёт применения оригинальных методик обучения принципам построения и порядку использования ТСОГ, в-третьих, за счёт принципа отделения программы от знаний, когда каждый пользователь-специалист предметной области имеет возможность настроить программную систему под свои требования, не будучи специалистом программных технологий.

Программная часть АОК построена таким образом, чтобы обеспечить возможность изучения сигнализационных средств и в том случае, когда отсутствуют реальные образцы или элементы реальных образцов средств. Для этого в АОК разработан, в частности, легко осваиваемый любым пользователем уровня пользователя домашнего ПК аппарат создания действующих виртуальных моделей приборов. Кроме того, база данных комплекса содержит 3D модели большинства рекомендованных сегодня к применению УТР ПС ФСБ России технических средств, которые полностью характеризуют все типы применяемых средств.

Методология построения программной части АОК предусматривала выделение двух главных тематических частей комплекса: виртуальных лабораторий изучения принципов построения и технических характеристик сигнализационных средств, а также – виртуальной лаборатории эксплуатации и применения ТСОГ.

Виртуальные лаборатории изучения принципов построения и технических характеристик сигнализационных средств:

обеспечивают изучение информационно-измерительных моделей более 60 средств обнаружения для охраны участков государственной границы и объектов, информационных моделей 10 стационарных сигнализационных комплексов и 6 мобильных систем охраны.

Виртуальная лаборатория эксплуатации и применения обеспечивает обучение эффективному применению сигнализационных средств и их отдельных компонент в охране государственной границы и объектов инфраструктуры ФСБ России, системному анализу показателей качества образцов вооружений в различных физико-географических условиях и при действии комплекса дестабилизирующих факторов.

Сравнительный анализ и оценка эффективности применения тех или иных средств сигнализации в условиях реальной местности осуществляется с применением цифровых карт местности на базе ГИС «Интеграция» путём математического моделирования ТСОГ в условиях воздействия на них природных факторов. Программный компонент, реализующий вероятность появления на том или ином охраняемом участке нарушителя и возможные маршруты движения (в режиме реального времени) отдельных нарушителей и групп, позволяет не только провести тренировку обучаемых в условиях, приближённых к реальным, но и оценить возможность и правильность применения различных средств.

Оценка возможностей по защите объектов от проникновения с помощью тех или иных средств охраны реализуется путём моделирования расстановки заданных устройств на поэтажном плане объекта и прилегающей территории с учётом возможности применения каждого типа ССВ, зон обнаружения и заданной эффективности в конкретных физических условиях. Одновременно программа производит подсчёт суммарной эффективности защиты объекта. Такой подход позволяет пользователю АОК  изучать возможности имеющихся в его распоряжении сигнализационных устройств в условиях, приближённых к реальной обстановке. Особенно важно, что при этом приобретаются навыки планирования применения технических средств с использованием планов реальных объектов.

Для расширения возможностей обучаемого имеется программный модуль визуализации защищаемого объекта средствами 3D графики. Расставив средства сигнализации на плане объекта (или готовясь к этому, в процессе уяснения условий задачи), пользователь имеет возможность проверить себя, увидев объект «воочию» (в объемном, а не плоском виде). Конструктивное исполнение АОК ССВ «Репетитор-2» позволяет использовать его в различных комплектациях для различных типов решаемых задач и различных целей обучения. Возможные варианты:

Возможны и некоторые другие варианты комплектации обучающего комплекса, эффективное построение которых гарантируется технологией инструментальной оболочки, лежащей в основе данного продукта.